ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО РЫБИНСКОМУ МУЗЕЮ-ЗАПОВЕДНИКУ

Начало сайта Книга отзывов Наш адрес   Site Map






Искусство иконописи

Спас Ярое Око. Сер. XVI века.
Спас Ярое Око. Сер. XVI века.

Отдельный раздел экспозиции посвящен искусству иконописи. Здесь показаны произведения XVI-XIX веков, в том числе происходящие из усадеб Михалковых и Мусиных-Пушкиных.. Самый древний памятник коллекции - икона "Архистратиг Михаил", принадлежащая к "ростово-суздальской" школе иконописи. В произведениях XVII века выделяется своим духовным напряжением и силой "Спас Ярое Око" из Югского монастыря под Рыбинском. Письмо ряда икон местного происхождения ("Апостолы Петр и Павел" из усадьбы Петровское, "Богоматерь Казанская" из церкви села Борзово, "Св. София Премудрость Божия") имеет схожие черты, сложившиеся под влиянием искусства Москвы.

В иконах XVIII века появляются черты провинциального барокко, трогательного в своей эмоциональности ("Сорок мучеников Севастийских"). Они же проглядывают в образах особо почитаемых на нашей земле святых: "Образ св. Димитрия Ростовского", "Образ святого Кассиана Углического" 1739 года, сохранивший подпись мастера Андрея Яковлева. Значительно более традиционен "Образ Богородицы Толгской", написанный священником ярославской церкви св. Димитрия Солунского Иоанном Андреевым в 1740-х годах и досконально воспроизводящий облик знаменитой святыни в XVIII веке.

Притча о милосердном самарянине. Конец XVIII-начало XIX вв.
Притча о милосердном самарянине. Конец XVIII-начало XIX вв.

На выставке представлено несколько икон полузабытого ныне местного "романовского письма". В XIX веке в г. Романово-Борисоглебске (Тутаеве) существовала сеть старообрядческих мастерских, продолжавших традиции ярославской школы. Их произведения отличает аристократическая тонкость письма, изысканность цветовой гаммы с использованием цветных лаков, искусная орнаментация "под гравюру".

Большая старообрядческая икона "Страшный Суд" привлекает сложностью своей смысловой программы, нашедшей свое отражение в многофигурной композиции на основе Апокалипсиса. Праведники и грешники предстают перед лицом вышних сил. Особое внимание мастер уделяет изображению судьбы грешных, сопроводив икону изображением адских мук в отдельных клеймах.

Та же тема смысла жизни звучит и в иконе редчайшего сюжета - "Притча о милосердном самарянине". Это зримый пример добра и всепобеждающей любви, напоминающий, что у людей еще есть время, чтобы сделать выбор между равнодушием и состраданием.



Вверх | на предыдущую страницу
 
  Сайты Рыбинска: рейтинг рыбинских сайтов   квадроцикл