ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО РЫБИНСКОМУ МУЗЕЮ-ЗАПОВЕДНИКУ

Начало сайта Книга отзывов Наш адрес   Site Map






Фарфор XIX века

Подарочная чайная пара.Завод Попова. 1830-1840-е гг.
Подарочная чайная пара.Завод Попова. 1830-1840-е гг.

К началу XIX в. в центральной части Российской империи действовало более 30 частных фарфоровых мануфактур, 10 из которых были сравнительно крупными предприятиями, вырабатывавшими доброкачественные фарфоровые изделия в широком ассортименте. Заводу Попова принадлежит слава одного из самых знаменитых русских частных предприятий, наряду с заводом Гарднера, он был лучшим фарфоровым заводом России XIX в. Его изделия особенно выделялись своими цветными фонами (бирюзовыми, розовыми, зелеными), богатой цветочной росписью в белых фигурных резервах, в сочетании с золотыми отводками. Во второй половине 1840-х гг. в предметах из фарфора широко использовали лепку. Были распространены украшения в виде ярко-красных кораллов, которые обвивали сосуд или заменяли ручки. Не меньшей известностью пользовалась и фарфоровая пластика завода Попова.

Кофейник. Завод Батенина. 1820-1830-е гг.
Кофейник. Завод Батенина. 1820-1830-е гг.

Полная картина развития русского художественного фарфора 1 пол. XIX в. немыслима без продукции мелких частных заводов Подмосковья. Используя образцы заводов Гарднера, Попова, Батенина, народные мастера Гжели создали в искусстве фарфора свой вариант стиля - неподражаемый "подмосковный ситцевый ампир". Лучшими фарфоровыми фабриками Гжели считаются предприятия братьев Новых, Н.С.Храпунова, А.Т.Сафронова, Тереховых и Киселева, Барминых. Количество одновременно существовавших фарфоровых мануфактур, достигшее к началу 1850-х годов 65, было рекордным для России. Основная масса изделий гжельских кустарных заводов была выпущена во второй четверти XIX в. С увеличением выпуска фарфоровой посуды цены на нее постепенно снижались и она стала шире входить в быт купечества, мещанства и зажиточной части деревенского населения.

К первой трети XIX в. относится расцвет производства на заводе Батенина в С.-Петербурге. Сочные, яркие, смелые красочные сочетания в цветочной росписи делают произведения батенинских живописцев близкими к произведениям русского народного творчества. Обрамленные золотой рамкой и часто на сплошном золотом фоне добротной позолоты с богатыми разделками цировкой, батенинские букеты приобретают в контрасте с этим пышным обрамлением необыкновенную цветовую тональность и своеобразную нарядность, создавая тем самым неповторимое своеобразие "русского ампира".



Вверх | на предыдущую страницу
 
  Сайты Рыбинска: рейтинг рыбинских сайтов   квадроцикл